Использование дополнительных нот в аккордах для украшения аккомпанемента.
Для придания дополнительной окраски основного аккорда, выделения главной темы существующей мелодии и украшения звучания аккомпанемента, в аккорд можно добавить дополнительную ноту или как правило дополнительный бас. Такой дополнительный бас условно обозначается через дробь, а добавленная дополнительная нота изменит окраску основного аккорда.
Рассмотрим пример с аккордом E: зажмем дополнительно к основному аккорду вторую струну на третьем ладу. С дополнительной нотой наш мажорный аккорд E превратился в септаккорд E7. Очень часто переход на септаккорд используется когда нужно уйти на повтор.
Пример ухода на повтор на примере песни «Колокола»:
Em Am H7 Em А ты опять сегодня не пришла. Am D7 G E7 А я так ждал, надеялся и верил. Am D7 G С Что зазвонят опять колокола, колокола Am H7 Em E7 И ты войдешь в распахнутые двери. Am D7 G Em Что зазвонят опять колокола, колокола Am H7 Em И ты войдешь в распахнутые двери.
Пример основного аккорда с дополнительным басом другого аккорда.
Основной аккорд Ля минор с басом До.
Для выделения мелодии исполняемой песни, чаще всего также используются аккорды с дополнительными басами. Рассмотрим данный пример использования дополнительного баса на песни «Постой паровоз».
Пример с использованием дополнительного баса:
Am Dm6 Dm/F E E/G# Am Постой, паpовоз, не стучите, колеса, C C/G C C/G E E/F# Кондуктоp, нажми на тоpмоза. Am A7 Dm6 Dm/F Я к маменьке pодной с последним пpиветом Am Am/C E Am Спешу пока-заться на глаза.
Пример без использования дополнительного баса:
Am Dm E Am Постой, паpовоз, не стучите, колеса, C E Кондуктоp, нажми на тоpмоза. Am A7 Dm Я к маменьке pодной с последним пpиветом Am E Am Спешу пока-заться на глаза.